Среда, 15.01.2025, 17:25
Иркутское объединение студенческих педагогических отрядов
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

| RSS
Форма входа
Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Управление персоналом

Скачать лекцию "Управление персоналом" (12 Kb) 

Управление – воздействие субъекта на объект для достижения определенной цели. 

Если вспомнить теорию управления, то существует 4 функции менеджмента:
 планирование
 организация
 мотивация
 контроль
и 2 вспомогательных процесса: коммуникации и принятие управленческого решения

Управление персоналом включает в себя:
I. Предварительные работы по поиску персонала:
Поиск персонала
Предварительная оценка персонала
Подбор и отбор персонала
II. Оперативную работу с персоналом:
Оперативная оценка персонала
Обучение и развитие персонала
Управление 
Мотивацию персонала
Организацию труда
III. Стратегическую (только долгосрочную) работу с персоналом:
Управление корпоративной культурой

К основным методам управления персоналом относят:
Экономические методы — приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
Организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
Социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т. п.).

 
Анализ и планирование
 Сколько человек требуется на сезон?
 Каким количеством людей я располагаю?
Поиск персонала
 Если не хватает вожатых на сезон, можно сделать следующее:
 дать объявление на сайте о работе, в газете о работе, в контакте, в университете и т.д.;
 обратиться в службу занятости, ОГУ «Молодежный кадровый центр»;
 обратиться к бойцам для привлечения адекватных друзей.
Отбор
 Если перед сезоном приходит новый человек, обратить на него особое внимание. 
 Провести собеседование, тестирование.
 Провести процесс адаптации в коллективе (знакомство с коллективом, знакомство с традициями отряда, знакомство с особенностями вожатской работы).
 За новым человеком лучше всего закрепить наставника. 
 Ускоренное обучение нового человека. 

Социометрия персонала
Опрос до сезона:
1. Какой сезон 
2. В качестве кого хочешь работать?
3. С кем хочешь работать на отряде?
4. С кем не хочешь работать на отряде?
5. Кого в принципе не хочешь видеть в лагере?

 Ф.И. /Ф.И. 1...  Ст. Ср. Мл. Ф/рук Подмена 
 1          
 2          
 3          
 ...          
 N          


При разбивке на вожатские пары обращать внимание:
 оценивать ведущих и ведомых;
 желательно ставить в пару опытного и новичка;
 все вопросы с напарником в индивидуальном порядке.

Планирование деятельности
Программа летнего отдыха
План тематического дня
План мероприятия 
 Чем ответственнее подойти к процессу планирования, тем эффективнее будет организована работа. 

Организация персонала

 Расстановка кадров (до начала сезона)

Распределение обязанностей

 Делегирование полномочий
Системы управления персоналом:
1. Обедненное управление – не делается акцент на взаимоотношения людей;
2. Дом отдыха – создание хороших отношений в коллективе;
3. Власть подчинения – руководитель заботится только об эффективном выполнении функций;
4. Управление-организация – баланс: средний уровень выполнения задач и отношений в коллективе;
5. Управление командой – достигается в том случае, если работники допускаются к процессу управления. 

Стили управления персоналом:
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
• Директивный стиль (авторитарный); 
• Демократический стиль (коллегиальный); 
• Либеральный стиль (попустительский или анархический). 

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. 
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. 
Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
Мотивация персонала

1. Материальная мотивация (наказать з/п (опоздания на планерку), премирование)
2. Нематериальная мотивация  
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. 
Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. 
   

Самовыражение

Уважение

Социальные

Безопасность

Физиологические



  Рис. Иерархия потребностей (по Маслоу) 
Давайте попробуем удовлетворить все потребности вожатского коллектива:
1. Физиологические потребности – питание, сон, душ, удобное проживание и пр. 
2. Безопасность и защищенность – охрана в лагере, закрытый корпус, крыша над головой и пр. 
3. Социальные потребности: 
  1. Создание условий для общения сотрудников (вожатский чай)
  2. Проведение с подчиненными периодических совещаний (планерка)
  3. Создание условий для социальной активности членов организации вне ее рамок (проведение мероприятий для вожатых)
4. Потребности в уважении: 
  1. Предоставление подчиненным более содержательной работы (разработка и проведение общелагерного мероприятия)
  2. Обязательно отметить, если подчиненный добился высоких результатов при выполнении вашего поручения.
5. Потребности в самовыражении: 
  1. Обеспечение подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал (перспектива поехать СтВ на следующий сезон или лето);
  2. Поощрение у подчиненных творческих способностей (Лучшая вожатская пара сезона, лучший вожатый сезона). 

Контроль
 Установление стандартов, критериев эффективности (при планировании)
 Сопоставление результатов с нормативом
 Анализ.
Контроль материально-технических ресурсов
Контроль за ходом мероприятий
Контроль за детьми (одежда, санитарно-гигиенические нормы, настроение) 
Контроль за реакцией начальства

Именно на этапе контроля при анализе деятельности можно вернуться на этап планирования и внести изменения в план. 

Создание корпоративной культуры
Поддержание традиций отряда
Введение новых традиций и обычаев на сезоне.
Соблюдение морально-этического кодекса вожатого. 

Законы, действующие на сезоне:
1. все живут по часам СтВ
2. опоздание на планерку – 1 минута – 1 рубль
3. все возникающие проблемы решаются через СтВ, а не на прямую с директором
4. мнение СтВ решающее, но не единственное.

Резюме: старший вожатый на сезоне должен избрать такой стиль управления, чтобы:
 угодить администрации, уметь решать с ней вопросы (с позиции «мы»);
 всё везде успевать, всё знать и всё видеть;
 не допускать попустительства в вожатской работе;
 быть для вожатых строгим начальником и одновременно старшим товарищем, советником, жилеткой, заботливым родителем, поддержкой и опорой.  

Администратор сайта Михаил Мороз.
е-mail:mc-frost@yandex.ru; web: //vkontakte.ru/id2823290
Copyright mc-frost © 2025
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz